Жизнь и быт ангарцев.
В этом разделе – попытка охватить период с начала освоения Приангарья до прихода Советской власти, то есть до двадцатых годов нашего столетия.
Прежде чем начать повествование о жизни и быте ангарского крестьянина, вернемся к процессу заселения Приангарья, так как и быт, и жизнь зависели оттого, кем была заселена территория, что и откуда принесли с собой переселенцы, на основе чего складывались быт, культура, образ жизни. По свидетельству авторов обширного многоатомного издания «Живописная Россия», описывающих уклад жизни всех регионов огромной Российской империи, пишется: «Северная Русь, разработавши новыя земли и ошибшись в них, думала и искала лучшия, охотников на переселения было много. Отовсюду шли охотники на переселение. Вот почему первыми и коренными насельниками Сибири и Ангары явились жители северных городов (Тотьмы, Солевычегодска, Холмогор, Великого Устюга), а жители Вологодского, архангельского, вятского, пермского и других краев шли как пашенные люди и из них образовалось старожильное, коренное население Сибири и Приангарья». И уже с уверенностью можно говорить, что основной характер бытия ангарского крестьянина был заложен там, на Северо-западе, за Уральским хребтом. Но, естественно, на образ жизни был наложен и отпечаток тех условий, в которые попал переселенец. Прежде всего - более суровый климат, большие, несоизмеримые с их бывшей родиной, просторы, и самое главное – отсутствие давления со стороны государства.
Первое, что было важно для переселенца – это возможность получить в пользование земли столько, сколько он мог обработать. Обыкновенно каждый получал 15 десятин земли на главу семьи. Такая норма существовала в России, но здесь, на огромных пространствах, каждый мог разрабатывать земли столько, сколько он мог осилить. И, что было важно, человек мог разрабатывать земли там, где ему было удобно. Отсюда и появились по берегам Ангары так называемые заимки, то есть частные отдельные хозяйства на отшибе от общественных земель, которые окружали основные поселения, деревни и деревушки переселенцев. Леса, в отличие от лесов в российской части страны, были общественной собственностью, и крестьянин имел право рубить леса столько, сколько ему было нужно – и на дрова, и на строительство.
Надо отдать должное главам государства периода освоения Сибири в том, что еще царь Василий Шуйский освободил сибирских «пашенных» людей от рекрутской повинности. Сибирский, а значит, и ангарский крестьянин был, в сущности, освобожден от тех податей, которые платили те, кто жил в европейской части России. Все это накладывало определенный отпечаток на жизнь и быт ангарского крестьянина.
Но, естественно, на образ жизни был наложен и отпечаток тех условий, в которые попал переселенец. Прежде всего-более суровый климат, большие, несоизмеримые с их бывшей родиной просторы, и самое главное— отсутствие давления со стороны государства.
Первое, что было важно для переселенца — это возможность получить в пользование земли столько, сколько он мог обработать. Обыкновенно каждый получал 15 десятин земли (приблизительно 16,5 гектара) на одну ревизскую душу, то есть на главу семьи. Такая норма существовала в России, но здесь, на огромных пространствах, каждый мог разрабатывать земли столько, сколько он мог осилить. И, что было важно, человек мог разрабатывать земли там, где ему было удобно. Отсюда и появились по берегам Ангары так называемые заимки, то есть частные отдельные хозяйства на отшибе от общественных земель, которые окружали основные поселения, деревни и деревушки переселенцев. Леса в отличпе от лесов в российской части страны были общественной собственностью, и крестьянин имел право рубить леса столько, сколько ему было нужно - и на дрова, и на строительство.
Надо отдать должное главам государства периода освоения Сибири в том, что еще царь Василий Шуйский освободил сибирских «пашенных», людей от рекрутской повинности, и это сохранилось почти до самой революции. С Ангары не брали в армию. А дед Петра Первого Михаил указывал: «Смотреть накрепко, чтобы крестьяне пахали и жали в подобное время, а не худыми б семенами сеяли. И на тех, кто будет надсматривать, спрашивать и смотреть за ними. И что бывает лучшего и среднего и худого роду о том писать великому Государю подлинно» (стиль и орфография по подлиннику). Сибирский, а значит, и ангарский крестьянин был, в сущности, освобожден от тех податей, которые платили те, кто жил в европейской части России. Все это накладывало определенный отпечаток на жизнь и быт ангарского крестьянина.
ВМЕСТЕ с тем условия жизни и особенно то, что с появлением Московского тракта, когда Ангара перестала быть транспортной артерией для продвижения на восток, поставили ангарского крестьянина в географическую изоляцию, оторвали от всего мира. Он был предоставлен самому себе. В этих условиях было два выхода: или исчезнуть, или переселиться. Но нашелся и третий путь. Создалась микроэтническая группа населения, создавшая на базе тех знаний и умений, которые она принесла с собой, совершенно новый уклад жизни, развив свой способ хозяйствования. Ценой невероятных усилий у тайги отвоевывались земли под будущие поля. Участок тайги, предназначенный под ведение сельского хозяйства, вырубался, часть леса шла на строительство, то же, что не могло быть использовано в хозяйстве, сжигалось. Выжигался остальной подрост, оставшиеся пни выкорчевывались, убирались корни, и только потом поле распахивалось.
На первых порах такое поле давало хорошие урожаи, но для ведения севооборота требовались все большие площади, и поэтому почти каждый год ангарский крестьянин раскорчевывал все новые и новые участки. И глядя сейчас на то, что происходит с этими политыми потом, а порой и кровью полями, становится горько и обидно за тот тяжкий труд ангарца, который сейчас уничтожается самым варварским способом.
ТРУДНОСТЕЙ в жизни крестьянина было много. Прежде всего, как уже говорилось, климатические условия - более сложные, чем там, в северо-западной части России, обилие гнуса - мошки, которая еще до недавних пор была буквально бичом наших мест. С тем и другим ангарец научился бороться: строились теплые дома с толстыми стенами из сосновых бревен, заготавливалось огромное количество дров. Надо отметить, что существующее мнение о том, что дома строились из лиственницы, не соответствует действительности. Ввиду большой плотности древесины и трудности в обработке применение лиственницы в строительстве ограничивали. Она употреблялась в основном для фундаментов строящегося дома, так как хорошо противостояла гниению.
Для борьбы с гнусом ангарцы изобрели «сетку» — накомарник. Это «сооружение» чем-то напоминало среднеазиатскую паранджу: в остроконечное покрывало вшивалась тонкая, сотканная из конского волоса сетка, через которую не могла проникнуть мошка. С сеткой связан такой случай. Когда на Ангару приехали ссыльные немцы Поволжья, то они, увидев на берегу кучу народа с закрытыми сетками лицами, решили, что их привезли к каким-то племенам, которые сознательно прячут свои лица.
Как только в лесу появлялись первые проталины, начиналась и первая весенняя работа — заготовка дров. Мужики и подростки шли в ближайший лес на заготовку топлива, которого в наших условиях требовалось огромное количество. Есть два выражения: «нарубить дров» и «наколоть дрова». Так вот, в первом случае это означало свалить топором дерево, им же разрубить его на чурки и тем же топором расколоть на поленья. Это был колоссальный труд, ведь только в конце XVII века на Ангаре появилась пила. И сейчас еще в далеких деревнях стоят дома, сделанные одним топором, с тесаными из расколотых бревен полами и такими же тесаными потолками.
В эту же пору женщины начинали «белить» холсты. Сотканные за долгие зимние вечера холстяные полотнища или, как их называли, «стены», простирывали в золе и расстилали на реке на лед, чтобы весеннее солнышко окончательно отбелило их. Женщины обычно ревниво оценивали разостланные холсты, ведь чей холст тоньше - та и ткачиха «мастеровее». А от качества холста зависело и качество «лопоти», то есть одежды.
|