Наколотые дрова укладывались в поленницы, и начиналась подготовка к главному событию весны - севу. Мужики проверяли сохи, бороны, упряжь, усиленно подкармливали притощавшнх за зиму лошадей припасенным на весеннюю страду сеном и овсом. Старики все чаще смотрят на небо, прислушиваются к своим старым костям: не ноют ли к перемене погоды, прикидывают, какая будет весна, не вымочила бы или не "заморозила озимую рожь. Ведь матушка-рожь кормит всех сплошь.
Но вот подходит время Еремея-запрягальника (это первое мая но старому стилю), земля достаточно прогрелась, подсохла, и у крестьянина одна мысль: «Не дай Бог упустить время посева, останешься в зиму без хлеба». И пахали мужики от темна до темна, выматывая бедных лошаденок и выматываясь сами. В условиях Приангарья сеяли в основном рожь, овес, ячмень, меньше - пшеницу.
Рожь почти всегда давала солидные урожаи, и хлеб был в основном ржаной. Пшеничный был больше не праздникам и торжественным дням. Надо отметить, что ржаная коврига была гораздо сытнее, чем пшеничный каравай. Из технических культур сеяли леи, который был необходим для изготовления холста. Коноплю выращивали для изготовления веревок и грубой ткани — посконины, необходимой для шитья мешков. Конопляное семя широко использовалось для приготовления конопляного масла, неповторимого по своему вкусу и запаху, к сожалению, сейчас этот весьма ценный продукт забыт.
На время сева все праздники отходили на второй план, и даже такой великий христианский праздник, как Пасха, если он выпадал на время сева, праздновался без особого разгула. Но следующая обычно через месяц Троица отмечалась с широким ангарским размахом. Работы в поле закончены, и есть возможность какое-то время отдохнуть. К Троице распускались деревья, согласно присказке «Троица, Троица, земля травой покроется» зеленела трава. К этому дню у дворов ставили украшенные лентами березки, молодые парни и девушки водили хороводы, играли в лапту, в «колюкольцы» (ангарскую разновидность горелок), пели песни. Подростки с азартом играли в бабки. А молодые женатые пары и пожилые «гуляли», то есть переходили из дома в дом, в каждом было организовано застолье с закусками, вином и брагой. Но все это происходило только после посещения церкви, где обязательно надо было отстоять праздничную заутреню. Правда, в волости церкви были только в Пинчуге, Богучанах и Чадобце, причем в Богучанах церковь была каменной. В остальных деревнях были часовни, и служение в них проводилось только по приезду священника.
Но праздник быстро кончался, наступали будни, а с ним и новые заботы. Приближалась пора сенокоса. Надо было вычистить и выжечь покосы, привести в порядок необходимый инвентарь - косы, грабли, приготовить остожья для хранения сена. До начала XIX века на Ангаре косили «горбушами» — это был тяжелый инструмент с короткой ручкой, и косить, а скорее, рубить траву им было не очень удобно и трудно. И только в начале XIX века появилась коса-«литовка» в том виде, какую мы имеем сейчас. Несколько слов о выжигании покосов. Этот способ очистки сенскосного угодья существовал всегда, но в настоящее время он превратился в страшного врага тайги, так как половина весенних пожаров связана с неумелым пользованием палов. Ангарский крестьянин, зная, что его во многом кормит тайга, принимал все меры, чтобы не допустить пожара, и они были редкостью.
С приближением сенокосной поры, как и перед началом весеннего сева, в ход идут народные приметы, по которым делали прогноз на период сенокоса. Популярным в то время «прибором», почти верно предсказывавшим погоду, был высушенный еловый сучок, прибитый где-нибудь под навесом.-Он, изгибаясь в ту или иную сторону, довольно точно показывал изменение погоды (кое-где, в деревнях этот нехитрый прибор сохранился и до сих пор). Сена заготавливалось много, так как каждое хозяйство держало много скота, даже небольшие семьи имели по нескольку лошадей и коров. В нашем районе почти не было заливных лугов, где бы косили сено. Обычно это были острова и удаленные от деревень покосы в тайге, поэтому сенокос был довольно продолжительным и трудоемким делом. Обычно весь процесс сенокошения заканчивался к Ильину дню. Сено складывали, или, как говорили, сметывали в стога, их огораживали изгородью, которая называлась «остожье». И там оно хранилось до того времени, когда его можно было вывезти на санях.
Короткое в наших краях лето пробегало в заботах особенно быстро. После сенокоса наступала осенняя страда - уборка урожая. Убирали поля вручную серпами. Срезанные злаки связывали в снопы; снопы составляли в суслон. В одном суслоне было двенадцать снопов, тринадцатым он прикрывался сверху, предохраняя от осадков. Снопы после выстопки свозили к ригам или овинам, что одно и то же, там складывали в скирды. А зимой в ригах обмолачивали цепами. Жнейки, сенокосилки и молотилки с конным приводом появились у нас в районе только в начале XX века.
Но, кроме хлеба, еще надо было убрать лен, коноплю. То и другое дергали руками, стебли высушивали, затем мяли на мялках, волокна освобождали от кострицы (жесткая часть стебля), расчесывали специальным чесалом и получали «пачеси» — длинные волокна льна или конопли, собранные в пряди, из которых пряли пряжу.
Из огородных культур преобладали морковь, горох, бобы и репа. Известно, что картофель в России появился лишь в XVIII веке, а на Ангару он пришел только в начале XIX. До этого картофель с успехом заменяла репа. Она долго сохраняла свои позиции в огородничестве еще и потому, что из нес готовили ряд сладких блюд, которые заменяли ангарцам сахар, так как он был довольно редок и дорог. И до сих пор некоторые ангарцы умеют готовить из репы очень вкусное блюдо — «паренки».
Ж коли речь зашла о продуктах питания, посмотрим, чем же питался ангарец в те времена. Пища аборигена была довольно разнообразной, но неприхотливой и без излишних кулинарных изобретений. Широко использовались молочные продукты, и, хотя молоко в чистом виде употреблялось меньше, много было простокваши, творога, сметаны. Масло сбивалось на самодельных маслобойках, отличалось высокими вкусовыми качествами и имело неповторимый аромат. Растительное масло в основном делалось из семени конопли. Ароматное, оно употреблялось для приправы различного рода каш и других блюд, особенно в постные дни.
Ангарец употреблял много мяса в вареном, жареном и тушеном виде. Особенно были популярны щи с мясом, или, как их называли на Ангаре, «шин». Делались и пельмени, но до появления мясорубок мясо мелко рубилось сечкой в деревянном корытце. Было в основном мясо диких животных - сохатого, оленя, конечно же, была и «убоина», то есть говядина. Свинина стала появляться только в середине XIX века. Было много птицы, но употреблялась только дичь: рябчики, глухари, тетерева, или, как их называли на Анга ре, «пальники». Куры в пищу употреблялись редко, их мясо считалось нечистым. Богатейшая в те времена рыбными за пасами Ангара обеспечивала жителей самой деликатесной рыбой - стерлядью, осетром, тайменем, и порой щуку не считали за рыбу. Зимой ловили много налима, который ценился из-за своей печенки - максы. В Прнангарье, как, впрочем, во всей Сибири, в зимнее время было развито сыроядение. Это было связано с тем, что подсознательно аборигены в длинные суровые зимы предохраняли себя от авитаминоза. Но «сырком» употреблялось только мясо диких животных. Кладовой витаминов были сохатиная печень, аиз рыб — налим и его макса.
Из напитков был популярен квас, который готовили из ржаных квасников. Он получался ароматным, с острым освежающим фкусом. До сих пор кое-где в деревнях сохранился его рецепт. Пили настои трав, запаривалн чаи из смородины, брусничника. Но когда на Ангару стал завозиться чай, то он стал излюбленным напитком ангарцев. Чаепитие стало целым ритуалом. Чай пили, разводя молоком, а если был сахар, то с сахаром и обязательно вприкуску. Иногда две старушки могли выпить полуведерный самовар. Чан заваривался солидной крепости, наливался в чашку, разводился кипятком, добавлялось молоко. Из чашки напиток наливался в блюдце, которое держали на расставленных пяти пальцах. Закончив чаепитие, кружку переворачивали вверх дном, а на донышко клали недогрызенный кусочек сахара. Весь сахар сгрызть было неприлично, этого требовал этикет.
Алкоголя ангарский крестьянин употреблял очень мало и только по особым случаям: по праздникам, в дни рождения и по другим каким-то выдающимся случаям. Основным алкогольным напитком была брага, которая настаивалась на различных ягодах. Брага, как и квас, была пенной и обладала приятным вкусом. И сейчас некоторые старые люди умеют делать этот напиток- Самогон появился только в конце XIX века, но особой популярностью не пользовался. О человеке, который пил самогон, говорили: «Что это за человек, раз он самогонишко пьет». Употребление алкоголя сдерживалось тем, что употребляющий алкоголь в больших количествах, то есть пьяница, не смог бы прожить в этих трудных условиях, когда, чтобы прожить, все время надо было трудиться.
В праздники все хозяйки стремились блеснуть своим кулинарным искусством, а оно в основном выражалось в стряпанье различного рода шанег, блинов и пирогов, которых было великое разнообразие. Пироги с вязигой (вязига - спинная хорда осетровых рыб), пироги из стерляди, из налима или налимьей максы (печени), с грибами, ягодами, с другими начинками, которые придумывали хозяйки. Естественно, в будни пища была менее разнообразной, особенно в пост, который неуклонно соблюдался всеми аборигенами.
За столом соблюдался определенный порядок. Как правило, вся семья садилась за большой стол на деревянные скамейки-лавки. Хлеб, нарезанный большой горкой, лежал посередине, ставилось несколько чашек с едой, из которых ели по очереди. У каждого стояла кружка с чаем или молоком. За столом старались не разговаривать, ели, как правило, молча, если кто-то из младших членов семьи начинал шалить, то от главы семьи мог получить звонкий удар деревянной ложкой по лбу - инцидент был обычно исчерпан.
НО ВЕРНЕМСЯ к хозяйственной деятельности ангарца. Сенокос закончен, солнце повернуло на глубокую осень, скоро полетят «белые мухи». Мужики постепенно начинают готовиться к осенней охоте. У ангарского мужика, кроме ведения крестьянского хозяйства, было еще два дополнительных промысла — охота и рыбалка, которые играли в жизни весьма значительную роль. Рыбалка начиналась весной и продолжалась все лето до ледостава- Весной — короткая рыбалка после ледохода для того, как говорится, чтобы «разговеться свежей рыбой». И, как правило, весной рыбу не заготавливали, так как не было смысла это делать потому, что ее летом можно было поймать в любое время. Второй причиной было то, что она шла на икромет. Говорили: «Пусть икру отмечет, а то напрок (то есть на будущий год) рыбы не будет». Летом обычно рыбачили старики, живя в рыбачьих избушках, которых было по берегам Ангары множество. Они ставили сети, морды и другие виды ловушек. Промышляли в основном «белую» рыбу — щук, окуней, сорогу, изредка тайменя, хариуса. Ставили самоловы и переметы осенью во время так называемых «боевок». Боевка — это ловля стерляди и осетра на зимовальных ямах, в глубоких местах, где эта рыба становилась на зимовку. Таких ям в пределах нашего района было несколько. Шунтарская, которая славилась на всю Ангару, Хлебная в районе Климинских островов. Менее значимые — у деревни Гольтявино и ниже деревни Ярки, по крупному притоку Ангары, протекающему по территории нашего района, реке Чуне в районе порогов Аракан и Косой.
|