Лов производился переметами — это длинная веревка, на которой крепились остро отточенные крючки.
«Боевки» производились организованно, под руководством старосты той деревни, вблизи которой проходила рыбалка. Яма обметывалась самоловами, затем рыбу пугали всяческими способами — шумом, киданием камней с лодок. Испугавшись, она уходила из ямы и попадала на острые крючки привязанной пробкой, которая удерживала крючок в приподнятом положении. Вот на эти крючки накалывалась рыба. Надо сказать, что способ был довольно варварский, так как много рыбы ранилось, и она погибала.
Сохранилось свидетельство Виктория Севастьяновича Арефьева, революционера-народовольца, высланного на Ангару в 1897 году. Он в своих воспоминаниях подробно описьвает весь процесс рыбалки и говорит, что на Шунтарской шивере «за одну «боевку» приходилось от 20 до 30 пудов «красной рыбы» за день рыбалки на одну лодку (пуд — 16 килограммов). А по свидетельству С. Д. Розинга, инженера-лесоустроителя, проводившего в 1910 году по поручению Переселенческого комитета Енисейской губернии таксацию лесов Пинчугсмш волости и, в частности, лесов по речке Чуне. Во время «боевок» на пороге Аракан па лодку приходилось до 50 - 60 пудов стерляди. Автору этих строк и 1948 году пришлась участвовать в «боеьке» на Хлебной яме. Тогда наша лодка сдала государству около трехсот килограммов «красной рыбы». С 1950 года подобная рыбалка была запрещена, ну а сейчас этот весьма ценный вид рыбы вследствие нарушения экологического равновесия в Приангарье практически исчез.
Второй вид промысла, который приносил довольно большой доход ангарцу, была охота. Весенняя охота на перелетную и боровую дичь охотой не считалась. Это было просто развлечение, отдых от повседневных забот. Тем более, что такая охота ввиду бесчисленного количества уток, гусей, лебедей не представляла большой сложности. И часто ею занимались подростки. На Ангаре с ружьем ходить начинали очень рано, лет с одиннадцати-двенадцати, но, несмотря на возраст охотников, какие-то происшествия были чрезвычайно редки. Надо отметить и то, что на поясе каждого ангарца всегда висел нож: он был непременным атрибутом его повседневной одежды, но нож как орудие, направленное на человека, никогда не применялся при возникающих иногда спорах.
ОСНОВНАЯ охота начиналась осенью. В это время (обычно с Покрова, то есть с 1 октября по Михайлов день 10 ноября) большинство мужиков уходило «белочить», то есть охотиться на белку. Соболя в те времена, было мало. Русские первопроходцы много взяли от охотников-эвенков, приемах и способах охоты - умение выслеживать зверя, читать его следы, устанавливать стационарные орудия лова -кулемы, плашки, слопцы, петли. Со временем многие охотники стали во многом превосходить своих учителей. Эвенки же научили русских выделывать шкуры, сохатых и белок, изготавливать из них различного рода предметы, необходимые в быту. Ввиду дороговизны пороха, дроби, или, как говорили, «провианта», ружейной охотой занимались нечасто. Добыть тот или иной объект охоты старались с помощью различного рода ловушек, в том числе и довольно варварским способом. Крупные звери, как сохатый, добывались с помощью выкопанных и замаскированных ям, а весной — нагоном по насту, когда сохатый, изрезав ноги ледяной коркой, обессиленный, останавливался и тогда его убить не составляло никакого труда. Тот же Розниг пишет: «Цена на белку довольно высока, хорошая шкурка стоит сорок и более копеек. Соболь — до сорока рублей. В удачные годы охотник приносил двести и более белок. Но соболь редок, и один-два соболя на охотника считается хорошей добычей». Он же пишет и о том, что уже в 1910 году заготавливался на продажу за пределы волости кедровый орех и «цена одного пуда была 1 рубль 50 копеек». В отношении добычи крупного зверя, Розинг пишет, что «некоторые охотники имели до нескольких десятков ловчих ям. Но пойманного зверя не всегда вытаскивали вовремя и сохатый погибал. В результате на огромное расстояние распространял запах гниющего мяса, привлекая медведей».
Ушедшие на охоту жили в самых примитивных условиях в крошечных полуземлянках, отапливаемых кострами с отверстием в потолке для выхода дыма. Из продуктов из дома брали только соль и сухари, все остальное добывали охотой. Сейчас трудно представить, как и в каких условиях охотились ангарские мужики. Например, охотничьи угодья части ярковских мужиков находились на границе с нынешней Эвенкией, и туда, на расстояние до сотни километров, они добирались пешком, в лучшем случае — до половины пути на лошадях. Были случаи, когда охотник погибал в тайге и никто не знал причину его гибели, так как некоторые предпочитали охотиться в одиночку.
В ноябре охотники возвращались домой. Но те, кто не уходил в тайгу, тоже не сидели без дела сушили в ригах топы, обмолачивали их, ухаживали за скотом, ездили на мельницу молоть зерно, возили дрова и сено. Деревеньки на Ангаре стояли далеко друг от друга, и поэтому, чтобы не делать больших переездов, у каждой деревеньки на близ- лежащей речке была своя мельница. У Карабулы и Ярков на речке Карабула, у Пннчугн - на речке Пничуга и т. д. В это же время женщины собирались в домах на «посиделки», где под пение протяжных ангарских песен, под рассказы былин, сказок, бывалыцин пряли свою бесконечную пряжу. Основу будущего холста, или ткали на примитивных ткацких станках, которые назывались «кросна», холсты.
НГАРСКИЕ дома не отличались какими-то архитектурными особенностями. Все они строились по одной схеме. Рубленный из сосновых бревен дом обычно состоял из двух половин — зимней и летней, разделенных сенями, дом окружали «службы» — стайки, хлева, навесы от дождя для работы летом. И обязательно амбар. Он был, как правило, в два этажа. На первом — погреб и различного рода кладовые для хранения продуктов, утвари, второй, где размещались лари и сусеки для хранения зерна на посев, муки. Все строения обносились высоким забором («заплотом» по-ангарски) для защиты от лихих людей. Обязательная во всех случаях баня во избежание пожара выносилась за пределы усадьбы. «Круглые», то есть пятистенные, дома стали -строиться позже, в конце XIX века. Внутреннее устройство избы было простым Обычно отделялась «куть», то есть кухня, и выделялась горница — самая большая и светлая комната в доме. Позже, когда появились продольные пилы и стали пилить вручную доски, между комнатами стали ставить переборки, которые почему-то назывались «казенки». Их расписывали местные художники самыми невероятными цветами и птицами. Почти до половины восемнадцатого столетия избы отапливались по-черному. Дым из сложенной из камней печи попадал прямо в избу и выходил в специальное отверстие — «волоконце». Когда дрова прогорали, «волоконце» закрывалось, и нагретые камни долго хранили тепло. Такой способ обогрева сохранялся долгое время в банях, еще после войны можно было встретить в некоторых деревнях бани, которые топились по-черному.
Позже появились глинобитные печи, или, как их называют, «русские», с обязательной лежанкой. Этим печам нет аналогов в мире. Во многих деревнях они еще стоят, и нет им износа. Но самым теплым местом в избе были полати - поднятые под самый потолок лежанки, на которых обычно располагались дети и старики. Обстановка в избе была самая неприхотливая: деревянные кровати, столы, сделанные из досок, вытесанных топором, деревянные скамейки-лавки, вокруг стола для приема пищи и вдоль стен. С появлением пиленых досок стали изготовляться стулья, шкафы, изящные столы и другие предметы, необходимые в хозяйстве. Освещалась изба лучиной, о которой спето немало песен, отблесками горящей печи, сложенной из камней, ниже - свечой. И уж самым совершенным источником света в восьмидесятых годах XIX столетия стала появившийся керосиновая лампа. Вот как вспоминала Варвара Николаевна Безруких, родившаяся в 1862 году: «Уж така светлота стала, что в кажинном углу в иголку нитку вдернуть было можно».
В праздничной одежде 1911г.
ОДЕЖДА ангарского крестьянина мало чем отличалась от одежды крестьян северо-западных областей России. В летнее время на мужчинах были порты (штаны) с большой мотней, то есть зад штанов висел чуть не до колен (это было необходимо для того, чтобы при работе тело проветривалось). Рубаха тоже свободная, не заправленная в порты. Штаны подпоясывались опояской, это был или сыромятный ромешок, или плетеный шнурок, на него подвешивался нож, который был всегда под рукой: где-то подстрогать, подрезагь, заострить. Хороший нож стоил дорого и очень ценился. На ногах носили обувь, присущую только сибирякам: чирки или бродни. Мужчины носили чирки с «опушнями» — своего рода обмотками, доходившими до половины икр, Бродни были те же чирки, только с кожаными голенищами. Зимой носили сшитые из выделанных шкур оленя и сохатого бакари, лакомей, дышики. Первые шились большого размера, под них можно было надевать чулки, сделанные из оленьего меха. По поводу бакарей у ангарцев было выражение: «Весь худой до бакаря», то есть никуда не годен с ног до головы. Лакомей и дышики — это разновидность эвенкийских унтов. Зимой мужики надевали зипуны, а в сильные морозы в случае далеких поездок - дохи, сшитые из собачьего меха. В праздники надевали рубаху навыпуск, подпоясанную плетеным с кистями поясом и что-то типа пиджака с лацканами обязательно другого цвета. Женщины носили длинные до пола-юбки и кофты или сарафаны, причем верхний край сарафана был выше груди и держался на лямках. Модницы отделывали кофты и сарафаны различного рода прошвами, воланами и другими украшениями, что придавало одежде нарядный и кокетливый вид.С появлением фабричных, или, как говорили на Ангаре, «базарных» тканей, одежда, особенно у женщин, стала более разнообразной и яркой. Праздничная одежда хранилась очень аккуратно и часто переходила из поколения в поколение. И часто на свадьбу девушки надевали наряды бабушек. В морозы женщины носили шобуры (разновидность мужского зипуна), а под него надевали «душегрею» - меховую жилетку.
До тридцатых годов женщины не носили ни рейтузов, ни лифчиков. Сейчас это кажется странным, так как морозы на Ангаре были достаточно сильными. Но дело в том, что женщинам не надо было ни лазить по снегу, ни возить ни дрова, ни сено — все это делали мужчины. А во-вторых, несколько нижних, или, как их называли, «исподних», юбок хорошо сохраняли тепло. Естественно, такой туалет вырабатывал плавные и аккуратные движения у женщин и девушек, дисциплинировал поведение. Штаны появились тогда, когда женщина была уравнена в правах с мужчиной и стала выполнять те же работы, что и мужики, особенно на лесозаготовках, при выполнении «трудовой повинности».
|