Эти загадочные существа, конечно же, маленькие дети. Это люди, какими их задумал Бог. Со временем взрослые приведут их в соответствие с собственными представлениями о том, каким надлежит быть человеку. Но несколько лет, самых первых лет жизни, у них есть. Попав в наш мир, они очень быстро разбираются, что тут к чему. Легко осваивают речь, узнают, что есть большое и маленькое, горячее и холодное, свет и тьма, свои и чужие, звуки, тени, краски... Наблюдения, умозаключения, открытия... Наверное, гении — те, кто сохранил хотя бы часть этой любознательности и интеллектуальной мощи, становясь взрослым. Все лучшие качества человек берет с собой из этой волшебной страны Детства....
Неожиданно солнечный декабрьский полдень. Спешу в библиотеку. Вдруг вижу: посреди заснеженного пятачка возле магазина «Часы», неподвижно лежит мальчик лет семи. Взгляд устремлен в небо. Укутан в теплый пуховый комбинезон, лицо до самых глаз замотано шарфом. В центр снежной поляны ведет один след; значит, пришел туда сам и улегся. Нет, все же надо разобраться. По следу пробираюсь к мальчику. С тобой все в порядке?» Тишина. «Что с тобой случилось?». Взгляд нехотя отрывается от облаков, перемещается в земную плоскость и постепенно фокусируется на мне. Руки пытаются освободить от шарфа рот, ему это не удается, и пришелец из иных миров как можно понятнее, раздельно произносит: «Я просто лежу!» «Ну, извини...» Он просто лежит! Шел из школы, свернул чуть в сторону от проторенных путей — и оказался за миллионы световых лет отсюда. Необъяснимая потребность уйти от серых, будней, умение найти путь в сказочный мир, унестись мыслями в неведомые дали и выси — разве это не чудесная способность? Вот только пользоваться ею все время мешают эти неугомонные, надоедливые взрослые, которые лезут со своими вопросами. Как будто им можно что-то объяснить... Они все равно ничего не понимают. Обычные люди. Дети все время заняты: делами, исследованиями, размышлениями. Одно удовольствие - наблюдать эти существа за работой мысли...
В хозяйственный магазин только что завезли новый товар. Кругом все заставлено ведрами, тазами, кастрюлями. Все это восторженно изучает девчушка 2-3 лет. Взрослых охватило оцепенение в очереди.
В поле зрения юного исследователя попадает пластмассовое ведро с крышкой. Очевидно, такое устройство ей уже знакомо, и она знает, что если поднять крышку, под ней что-то окажется. Но тут. пока непонятная ей хитрость: на одном ведре сложены все крышки. Будь при себе видеокамера—считай, Тэфи в кармане. С осторожным любопытством девочка поднимает крышку. На лице изумление: под ней снова крышка! Действие повторяется с тем же результатом. Еще раз. Еще. Сосредоточенное лицо выражает решимость добраться до-сути этого явления. Потом на нем мелькает озарение: все ясно. И в следующий раз пальцы захваттывают уже три крышки. Какая незадача: внизу все равно крышка. Секундное замешательство. Нет, с этим пора кончать. И маленькие пальцы пытаются поднять сразу пять крышек. Не удерживают, крышки и с грохотом разлетаются, и только тут присутствующие в магазине видят, что весь пол засыпан крышками от ведер, а их открыватель торжествует: ведро пустое! К счастью, мама девочки не стала ругать ее, как часто делают женщины в угоду окружающим. Вместе они собрали крышки, и ни в чьей голове не появилось мысли о том, что любознательность — это плохо. Ведь без нее нельзя постигнуть этот мир, а значит, и улучшить его.
Л. Гайлюте
|